Что нужно узнать и сделать, чтобы управлять байком безопасно, долго и в удовольствие? Что является причиной аварий при управлении мотоциклом? Сегодня я решил составить и адаптировать для вас небольшой перевод англоязычной статьи The hurt report. Это исследования статистики аварий на мотоцикле, которое было проведено в США еще в 1981 году, но остаётся абсолютно актуальным и по сей день.

Данная фотография честно стырена с просторов интернета
Почему-то практически каждый новоиспеченный мотоциклист думает, что его это не коснется, что он даже не упадет (это, конечно, случится в первые полгода езды на мотоцикле). Очень часто даже матерые байкеры продолжают придерживаться подобных мыслей. Но правда в том, друзья, что ни я, ни вы, не знаем, что может произойти через минуту. Большинство аварий происходит по глупым случайностям и это факт.
Сводные результаты аварий на мотоцикле
Глядя на результаты исследований аварий с участием мотоцикла, можно сделать ряд выводов о причинах, из-за которых они происходят. А также оценить последствия аварии на мотоцикле, оценить ущерб и возможные повреждения для байкера.
Если подвести итоги, то мы получаем следующую статистику:
- Почти три четверти аварий с участием мотоцикла случаются при участии легкового автомобиля.
- Оставшаяся четвертая доля аварий, это одиночные случаи падений с мотоцикла или столкновением со статичными объектами.
- Всего 3% происшествий происходят из-за неисправности мотоцикла, и чаще всего это падение мотоцикла при проколе шины.
- В одиночных мото авариях, основную ошибку допускал мотоциклист, что приводит к аварии в 2/3 случаев. В основном это падение в заносе из-за блокировки колес при торможении, либо вылет за пределы дороги при повороте на высокой скорости и большом угла наклона мотоцикла.
- Плохое дорожное покрытие бывает причиной мото аварии только в 2% случаев, а животные участвуют в 1% аварий.
- При авариях с несколькими участниками, в большинстве случаев водитель другого транспортного средства не уступил дорогу мотоциклисту, что стало причиной аварии.
- Водителям автомобилей сложно заметить и распознать мотоцикл в движении вовремя, это является основной причиной аварий с мотоциклистами. Обычно, водитель автомобиля, участвующего в столкновении с мотоциклом, просто не видел его перед столкновением или увидел его слишком поздно, чтобы уйти от столкновения.
- Агрессивное вождение автомобиля в отношении мотоциклиста редко становятся причиной аварии. Авария происходит, когда мотоциклист едет прямо, а автомобиль совершает левый поворот сразу перед ним.
- Перекрестки являются очень вероятным местом ДТП, причиной этому являются автомобили нарушающие правила проезда перекрестка и игнорирующие светофор.
- Погода не является причиной возникновения аварии в 98% происшествий с мотоциклистами.
- В основном аварии с мотоциклами случаются при небольших поездках: отдых, по делам, в магазин или на встречу с друзьями. Обычно, авария случается в начале поездки.
- Видимость мотоцикла или другого транспорта, попавшего в аварию с другими участниками, в 50% случае ограничена другими транспортными средствами, ослеплением светом фар и бликами.
- Заметность и яркость мотоцикла является важным элементом для предотвращения столкновений с несколькими участниками, и вероятность аварии существенно снижается при использования ближнего или дальнего света фар днем, а также использовании экипировки яркого цвета.
- Разливы топлива после аварии имеют место быть в 62% случаев, что означает существенную опасность возгорания.
- В среднем скорость мотоциклиста перед аварией составляет 48-50 км/ч, а в момент аварии — 35-40 км/ч и только в 0,1% аварий скорость больше 140 км/ч.
- Исчезновение потенциально опасных объектов из поля зрения мотоциклиста практически не влияет на вероятность возникновения аварии. Больше 3/4 всех столкновений происходят, когда опасность находится в пределах фронтального угла обзора в 90 градусов относительно мотоциклиста.
- С точки зрения видимости, важными являются передние поверхности мотоцикла и мотоциклиста.
- Дефекты транспортного средства, ведущие к аварии, бывают редко и связаны с плохим обслуживанием.
- Байкеры возрастом 16-24 лет участвуют в авариях намного чаще, чем в среднем по статистике. Напротив, байкеры возрастом 30-50 лет редко попадают в аварийную статистику. Хоть большинство участвующих в авариях мотоциклистов — мужчины (96%), но женшины, управляющие мотоциклом, чаще мужчин попадают в аварии.
- Рабочие и студенты на мотоцикле составляют основную часть аварий с участием мотоцикла. При этом офисные сотрудники, работники сферы торговли и кваллифицированные специалисты достаточно редко попадают в статистику аварий, в то время как рабочие, студенты, а также безработные присутствуют в ней очень часто.
- Мотоциклисты, которые уже попадали в аварии, гораздо чаще попадают в статистику происшествий.
- Основная масса мотоциклистов, участвующих в авариях, по сути, не проходят надлежащего обучения. 92% это самоучки или узнали основы управления мотоциклом от своих родных и друзей. Профессиональное обучение существенно снижает вероятность возникновения аварий, а также снижает тяжесть повреждений, полученных в них.
- Больше половины байкеров, которые попадали в аварии, имеют опыт вождения данного мотоцикла не более 5 месяцев. При этом общий опыт вождения мотоцикла составляет около 3 лет. Мотоциклисты с опытом езды на кроссовых мотоциклах существенно реже остальных попадают в аварии.
- Плохая концентрация на управлении является основополагающим фактором, ведущим к столкновению.
- В половине смертельных аварий в крови байкера находятся следы алкоголя.
- Байкеры в подобных случаях не могли предотвратить столкновение. Большинство из них зажимают задний тормоз и блокируют колесо, плохо используют передний тормоз и тем самым снижают эффективность экстренного торможения. Уклонение от столкновения практически отсутствует.
- Обычная аварийная ситуация на дороге дает байкеру пару секунд, чтобы среагировать и осуществить действия для предотвращения аварии.
- Езда с пассажиром в основном практически не увеличивает вероятность аварии.
- Обычный водитель автомобиля, участвовавшего в столкновении с мотоциклом, не отличается от других водителей, попадающих в аварии, за исключением того, что водители в возрасте 20-30 лет и старше 65 лет попадают в такую статистику намного чаще. Также, данные водители, обычно, плохо знакомы с мотоциклами, в принципе.
- Мотоциклы с мощным двигателем почти не присутствуют в статистике, но при аварии, они чаще обычного являются причинами серьезных травм.
- Заметного влияния расцветки мотоцикла на возможность возникновения аварии на основании представленных данных не определено. Скорее всего, оно практически отсутствует, потому что в большинстве случаев другой участник аварии видит только фронтальную часть мотоцикла.
- Мотоциклы, имеющие обтекатели и ветровые стекла реже других попадают в аварии, скорее всего, из-за большей заметности на дороге и того, что их обычно используют опытные и обученные байкеры.
- Мотоциклисты, попадающие в аварии, слишком часто ездят без соответствующих водительских прав, либо вообще без прав или с не действующими правами.
- Кастом-мотоциклы, такие как чоппер, боббер или кафе-рейсер,намного чаще попадают в статистику аварий, чем другие.
- Шанс получить травмы в авариях очень высок. Получают увечья 98% мотоциклистов в авариях с несколькими ТС и 96% байкеров в одиночных случаях, при этом 45% получают серьезные повреждения.
- Половину увечий составляют травмы голеностопного сустава, стопы, голени, колена и бедра.
- Дуги безопасности нельзя назвать хорошим средством защиты. Снижение травматизма голеностопного сустава противопоставляется увеличением травматизма бедер, коленей и голеней.
- Используя мотоботы, куртки, перчатки и прочее, эффективно предотвращает или уменьшает число чарапин и легких ран, представляющих собой самые основные, но не тяжелые увечья.
- Травмы в области паха получают мотоциклисты как минимум в 13% происшествий, в частности при лобовом столкновении с другими транспортными средствами на достаточно высокой скорости.
- Серьезность полученных травм возрастает со скоростью, употреблением алкоголя и увеличением размера мотоцикла.
- 73% попадающих в аварию не используют средства защиты глаз. Поэтому встречный воздух отрицательно влияет на зрение и способность вовремя увидеть опасность и что-то сделать.
- В среднем, примерно 50% байкеров носят шлем, но только 40% попадающих в аварию, бывают в шлеме.
- Обычно шлем не одевают неподготовленные молодые байкеры, особенно в жару или при коротких поездках.
- Очень опасными для жизни увечьями у жертв аварий бывают травмы груди и черепа.
- Ношение мотошлема является важным фактором в предотвращении травмы головы. Мотошлем, который соответствует современным стандартам безопасности, достаточно эффективен для противодействия травмам головы.
- Ношение мотошлема не особо влияет на поле зрения, восприятие звуков дороги и улицы, уровень усталости или потерю концентрации. В причинах аварии не указаны ограничения из-за использование мотошлема.
- Стандарт FMVSS 218 обеспечивает высокий уровень защиты в авариях и требует модификации только для улучшения защиты затылка и фронтальной части для закрытых шлемов.
- Уровень травматичности головы и шеи у мотоциклистов и их пассажиров, использующих мотошлем, оказываются значительно ниже при всех типах аварий и для всех видов травм.
- Закрытый мотошлем серьезно улучшает защиту и значительно снижает риск травмирования лица.
- Использование мотошлема не повышает риск возникновения травмы шеи. У байкеров в мотошлемах существенно меньше травм шейного отдела, чем у тех, кто его не использует. В абсолютном выражении, только 4 несущественные травмы шеи были связаны с ношением мотошлема, и во всех данных случаях шлем предотвратил критические или даже смертельные повреждения.
- 60% мотоциклистов были без мотошлемов в момент столкновения. Из них 26% говорят, что шлемы неудобны, а 53% не ожидают попадения в аварию.
- Только у 10% мотоциклистов, попадающих в проишествия, есть страховка жизни и мотоцикла.
Выбор за вами
Друзья, в любом случае выбирать только вам. Если вы готовы подвергать свою жизнь опасности ради мнимого «стиля» и того, чтобы понравится кому-то, то это ваше право. Но не забывайте, что вы несете ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь окружающих вас участников дорожного движения. Приобретая и одевая экипировку стоит помнить, что она предназначена для предотвращения результатов падений, а не для красоты.
Ровных дорог вам!
За основу взят материал первоисточника и перевод Евгения Хамитова.
Мне кажется всё дело в культуре вождения.
Культура вождения это очень далеко не все, что требуется для безопасности. Есть вещи, которые неподвластны ни твоим навыкам вождения, ни культуре. Это называется случайности и стечение обстоятельств.
Статья неактуальна для Москвы 2013-2014 годов. Активно слежу за статистикой мотоаварий в Московском регионе. Шлем сейчас не носят единицы. Бухающих за рулем мотоцикла также в разы меньше, чем цифры статьи. Главная угроза -поворачивающие налево авто — факт и на сегодня.
А причем тут статистика по Москве? Это вообще-то статистика в целом по миру.
Не думал умничать, просто счел уместным отметить, что в рамках Москвы (живу здесь) статья с приведенными цифрами далека от действительности. А то так почитает кто, так и заявит, что половина мотоциклистов «синие» катают по городу и без шлемов. Про страховку вообще молчу. С прошлого сезона ГИБДД стала вести реальную борьбу с нарушителями без ВУ и страховки ОСАГО. За материал и перевод конечно же спасибо. Если мои замечания неуместны по соображениям автора-визжать не стану.
За статистику по Москве конечно спасибо, но мир Москвой не ограничивается все таки. Да ну и «лучше перебдеть», как говорится. Почитав более страшную статистику, чем есть на самом деле. :)
Хорошая статья, но как же надоело, что люди путают «одевать» и «надевать». Выучите один раз в жизни